Главная / Статьи /Реабилитация детей инвалидов

Статьи

Реабилитация детей-инвалидов

Реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления функции, нарушенной вследствие заболевания или травмы, либо оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида с активной интеграцией его в общество.

Реабилитация как наука рассматривает не только состояние органов и систем организма, но и его функциональные возможности в повседневной жизни после завершения лечения. При оценке восстановления больных и инвалидов интегральной характеристикой, на которую ориентирована реабилитация, является качество жизни.

За последние несколько десятилетий происходит неоднократное изменение идеологии реабилитации. В 30-40 годы ХХ века задачами реабилитации были уход за инвалидами и их социальная защита, в 50-60 годы реабилитация заключалась в активной интеграции инвалидов в общество, в 70-80 годы наступил период адаптации окружающей среды в соответствие нуждам и запросам инвалидов. Динамика отношения к инвалидам общества накладывает на него все более повышенные обязательства. Система реабилитации инвалидов зависит от уровня экономического развития общества, в котором они живут.

В начале ХХ века были выработаны принципы реабилитации, которые действуют в настоящее время:

1. Начало реабилитации с момента начала болезни или травмы.

2. Комплексное восстановление организма во всех аспектах его функционирования.

3. Внедрение последних достижений науки в реабилитационный процесс.

4. Доступность реабилитации.

Эффект от применения реабилитации достижим тогда, когда все мероприятия базируются на трех основных подходах:

1. Интеграция всех методов.

2. Гармонизация и сочетаемость средств.

3. Индивидуальный подход к реабилитируемому.

Реабилитационные мероприятия подразделяются на несколько групп. Основными среди них являются логотерапия, или выработка позитивной мотивации, психотерапия, т.е. лечение болезненных нарушений путем воздействия на психику, соматотерапия, куда входят механо-, рефлексо-, бальнео-, фармако-, курортотерапия и т.д.

Реабилитационные мероприятия осуществляются в нескольких аспектах:

1. Медицинский — диагностика, лечение и профилактика.

2. Физический — ЛФК, механо- и трудотерапия, которые направлены на повышение работоспособности организма.

3. Психологический — направленный на ускорение процесса адаптации реабилитируемого к новому состоянию.

4. Профессиональный — имеющий целью привить рабочие навыки и поддерживать работоспособность.

5. Экономический — подсчет затрат на восстановление, а также определение экономического эффекта при разных видах реабилитации.

6. Социальный — включающий действие социальных факторов, как обучение, соцобеспечение и т.д.

В реализации социального аспекта реабилитации решают задачи общего развития ребенка, формирования правильного навыка поведения, прививают трудовые навыки и основы физвоспитания, обучают самообслуживанию, оказывают помощь в бытовой ориентации и адаптации к общественным отношениям.

Социальная помощь производит выравнивание возможностей ребенка, помогает ему преодолеть трудности на пути к активной самореализации, помогает наладить взаимодействие с семьей, близкими и окружающими. Помощь позволяет осуществить интеграцию ребенка в совместную деятельность с другими детьми с ограниченными возможностями, а также организовать взаимопомощь с участием добровольных помощников. Главной проблемой ребенка-инвалида является нарушение его связи с миром, ограничение мобильности, бедность контактов со сверстниками, ограничение общения с природой, недоступность образования и культурных ценностей. Задачей всех аспектов реабилитации является формирование среды, которая бы исполняла реабилитационную функцию и способствовала развитию потенциала ребенка.

Реабилитация предотвращает нарушение связи человека с внешним миром. Реабилитация опирается на социальные механизмы компенсации и адаптации. Она способствует восстановлению у ребенка бытовой и общественной деятельности на уровне, который соответствует его потенциалу. Конечной целью реабилитации ребенка с анатомическими и функциональными нарушениями является предоставление ему возможности относительно независимой жизнедеятельности. Реабилитацию проводят как в условиях специализированного учреждения, так и в домашних условиях.

Самый тяжелый контингент пациентов сосредоточен в интернатах для детей инвалидов. Там осуществляют непрерывную восстановительную терапию, протезирование и ортезирование. Более легкий контингент инвалидов получает помощь амбулаторно. Эти инвалиды нуждается в и регулярных осмотрах и периодической госпитализации. Существуют временные формы организации инвалидов. У детей с ограниченными возможностями имеет место практика временных сборов и выездов за город для оздоровления и проведения спортивных мероприятий, а также поездки на курорт.

Задачи лечебной реабилитации:

1. Ускорение процесса восстановления нарушенной функции.

2. Ускорение выработки компенсации утерянной функции.

3. Разработка адаптации ребенка при наличии неустранимого дефекта.

4. Предупреждение развития у инвалида госпитализма и иждивенчества. Компенсация нарушения функции может быть осуществлена только при условии мобилизации всего организма целиком.

Устранение дефекта достигается только путем привлечения к работе всех органов и систем организма. Суть компенсации состоит в использовании возможностей собственных систем для замещения физического дефекта. В РФ насчитывается 80 тысяч детей инвалидов, что составляет 2% всех детей. Согласно научным предсказаниям, их число продолжает увеличиваться. В амбулаторной реабилитации нуждается 15% из числа поликлинических больных, из них более ¾ составляют лица с нарушением функции опорно-двигательного аппарата. Реабилитация при патологии опорно-двигательной системы является одним из самых часто практикуемых видов восстановления функции организма. Она находит применение при врожденных заболеваниях и последствиях травм. Это сколиозы, кифозы, детский церебральный паралич, плоскостопие, врожденные вывихи, анкилозы, контрактуры, деформации верхних и нижних конечностей. Реабилитация осуществляется с помощью реабилитационных устройств и пособий. Одним из видов реабилитационного пособия является обувь. Ее применяют как при патологии, которая носит относительно ограниченный характер и локализована в стопах и нижних конечностях, так и при заболеваниях, которые носят более общий характер, как инсульт, церебральный паралич, травма НС, которая сопровождается нарушением ходьбы.

Ортопедическая обувь имеет следующее предназначение:

1. Создание опорной конечности.

2. Обеспечение стояния и ходьбы.

3. Коррекция деформации стопы и голеностопного сустава.

4. Поддержка свода стопы, разгрузка болезненных участков на подошвенной поверхности стопы.

5. Предупреждение прогрессирования деформации конечности или предотвращение ее рецидива.

6. Компенсация укорочения конечности.

7. Помощь в ходьбе в аппаратах.

8. Маскировка косметического дефекта.

У детей-инвалидов, в основном, применяют сложную ортопедическую обувь, которая компенсирует дефект, корригирует деформацию, дает возможность стоять и ходить. Показаниями к применению сложной ортобуви являются, косолапость, анкилоз суставов стопы и голеностопного сустава, паралитические деформации стопы, травматические деформации, врожденные и неврогенные деформации, плоскостопие, укорочение конечности, полая стопа.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и разработка сайта:
Елена Романова, Елена Филиппова