м. «Щелковская»,
ул. Уссурийская 14, корп. 2
Пн-Вс:
Перерыв:
09:00-18:00
13:00-14:00
8 (495) 469-99-05
8 (495) 469-94-32
Корзина
0
Корзина
0

Подбор детской обуви

 
X

Имя
Телефон

Подбор детской обуви

Подбор обуви в соответствии с индивидуальными особенностями ног является насущным вопросом, который стоит перед детьми, их родителями и продавцами обуви. Правильный подбор обуви признан важным для жизненного комфорта. Неправильно подобранная обувь приводит к деформациям и травмам стопы. В литературе имеется диаметрально противоположные данные относительно оценки факторов, которые оказывают влияние на соотношение стопы и обуви. Результаты исследования специальной литературы из источников MEDLINE и CINAH были обобщены по категориям: дети, взрослые, пожилые люди, эндокринологические больные и больные с патологией нервной системы (Buldt АK). От 63 до 72% участников носят обувь, которая не соответствует ни ширине, ни длине стоп. При неправильном подборе обуви у людей имеется боль в ногах, деформации стоп, искривление большого пальца и мизинца, натоптыши и мозоли. Установлено, что пожилые люди и больные диабетом носят излишне узкую обувь с частотой от 46 до 81% случаев. По данным MEDLINE и CINAH большая часть населения носит неправильно подобранную обувь, что приводит к нарушению функции стопы. А.K. Buldt и др. сделали вывод о необходимости обучению подбора обуви, увеличению ассортимента производимой обуви для детей, обеспечению в продаже большого выбора обуви, который учитывает различия в строении стоп среди населения, особенно, в отношении поперечного размера стопы. Ширина обуви связана с ее удобством. Ношение слишком узкой обуви в детском возрасте вызывает ненормальное напряжение мышц ног, и затрудняет их работу, сдавливает стопу, препятствует ее естественному развитию, способствует образованию мозолей. Тесная обувь вызывает искривление пальцев ног и растяжение связок, которые поддерживают своды стопы. В свою очередь, ношение слишком широкой обуви является причиной гиперподвижности суставов, что приводит к травмам во время передвижения. Подбор детской обуви основывается на продольном и поперечном параметрах стопы и особенностях ходьбы. Согласно Branthwaite и др., незначительные ошибки в измерении длины и ширины стопы влияют на неправильную подбору обуви. Авторы подчеркивали, что ношение обуви несоответствующего размера вызывает болезненные деформации стопы и способствует травмам. Wolf и др. показали, что большинство деформаций стопы возникает в результате ношения неправильно подобранных ботинок и туфель, и, реже, из-за использования неправильно подобранных сандалий или тапочек. Мерой соответствия обуви и стопы является свободное пространство в обуви, так называемый, функциональный избыток. Это расстояние, на которое длина обуви превышает длину стопы. Величина свободного пространства в обуви составляет 10 - 12 мм. Kintz и др. писали, что обувь считается короткой, если разница между длиной стопы и внутренней длиной обуви составляет менее 9 мм. С одной стороны, свободное пространство является резервом для растущей ноги, и, с другой стороны, оно обеспечивает удлинение продольного свода стопы и распластывание стопы в обуви под действием реакции опоры во время движения или под действием веса тела при статической нагрузке. Обычно обувь подбирают с перспективой, какой будет рост ноги в период от 6 до 12 месяцев.

 

Параметры строения стопы

Для массовых исследований стоп у детей применяется расчет обчерка стопы, или отпечатка стопы на чернильном плантографе, которые выполняют на бумаге. Отпечаток позволяет получить следующие показатели строения стопы:

Длина стопы – линия D, соединяющая самую дальнюю точку на задней части стопы с самой дистальной точкой на ногтевой фаланге самого длинного пальца (см).

Ширина стопы – линия S, соединяющая наиболее медиально расположенную точку на головке первой плюсневой кости (metatarsaletibiale, mtt) с точкой, расположенной наиболее латерально на головке пятой плюсневой кости (metatarsalefibulare, mtf) (см).

Угол продольного свода стопы (угол Кларка) – угол между касательной к медиальному краю стопы и линией, которая соединяет точку наибольшего углубления стопы с точкой на головке первой плюсневой кости mtt (°).

Индекс поперечного свода стопы (индекс Вейсфлога) – отношение длины к ширине стопы.

Угол пятки, или угол поперечного свод стопы (γ) – находится между касательными к медиальному и латеральному краям стопы, которые касаются пятки (°).

Угол вальгуса большого пальца (α) – угол между касательной к медиальному краю стопы и касательной к ногтевой фаланге большого пальца, проведенной из точки на головке 1 плюсневой кости (°).

Угол варуса мизинца (β) – угол между касательной к латеральному краю стопы и касательной к ногтевой фаланге пятого пальца стопы, проведенной из точки на головке 5 плюсневой кости mtf (°).

 

Рис. 1. Отпечаток стопы на плантографе с расчетом угла большого пальца (González-Elena M. L., 2021)


Рис. 2. Детальная схема отпечатка с прорисовкой всех элементов, расчетом параметров строения стопы, расстояний и углов (Puszczalowska-Lizis E., 2020)


Дошкольная обувь

Правильно подобранная обувь может поддерживать физиологическое развитие ног в период роста и предотвращать патологические процессы, которые начинаются в детстве. Состояние опорно-двигательной системы в дошкольном возрасте имеет решающее значение для дальнейшего развития и работоспособности всего организма. Это указывает на необходимость проведения исследований влияния обуви на стопу, чтобы повысить осведомленность родителей и обеспечить им принятие правильных решений при покупке и использовании обуви. Правильно подобранную по длине и ширине домашнюю обувь носят около 60% шестилетних детей, у остальных детей обувь подобрана неправильно. Основной ошибкой, как у девочек, так и у мальчиков является использование слишком длинной и слишком широкой обуви, которую используют чаще, чем слишком короткую и слишком узкую обувь. Klein и др. оценили и сравнили качество домашней и уличной обуви, которую носят дошкольники в возрасте от 3 до 6,5 лет. Авторы писали, что у большинства детей либо нет домашней обуви, либо они носят домашнюю обувь, которая либо не подобрана, либо у домашней обуви ниже качество, чем у уличной обуви. По данным Klein и др. из 858 обследованных уличная обувь подобрана правильно у 23%, детей, в то время, как домашняя обувь правильно подобрана только в 9%.

 

Школьная обувь

Исследования влияния обуви на ноги школьников проводятся на всех континентах практически во всех странах. Около 40% семилетних школьников, девочек и мальчиков носят обувь, которая неправильно подобрана по длине, в то время как 74% девочек и 66% мальчиков носят обувь, которая неправильно подобрана по ширине. По данным Е. Puszczalowska-Lizis есть значимое влияние длины обуви на продольный и поперечный своды стопы. Чем длиннее и шире обувь, тем ниже свод стопы. Более длинная обувь имеется при большом поперечном своде стопы, а более широкая – при более низком поперечном своде стопы. У мальчиков длина обуви ассоциируется с вальгусной установкой стопы. Значительная доля семилетних детей, независимо от пола, носит неподходящую обувь. У обоих полов длина обуви влияет на продольный свод обеих стоп, а также на поперечный свод, что больше выражено на правой, чем на левой стопе. Если у мальчиков имеется деформация первого плюснефалангового сустава, то им требуется более широкая обувь, и, на практике, им подбирают ботинки и туфли большего размера. На основе обследования школьников Шри-Ланки в возрасте 8 и 12 лет, было установлено, что динамика длиннотных и широтных размеров указывает на необходимость регулярной смены обуви и подбора обуви в соответствии с анатомическими и функциональными особенностями ног подростков. Chaiwanichsiriс с соавт. обнаружили, что осознание необходимости носить правильную обувь, как у детей, так и у их родителей, снижает частоту развития деформации стоп. Исследователи подчеркнули необходимость разработки и производства эргономичной обуви и указали на важность адаптации ассортимента обуви к индивидуальным потребностям клиентов, в том числе детей разных расовых групп и национальностей. Отмечено, что во многих случаях школьники не меняют обувь в течение всего учебного года. Это связано с тем, что родители уделяют меньше внимания обуви, которую дети носят в помещении, чем уличной обуви. Проблема плохо сидящей домашней обуви часто упускается из виду, однако ношение обуви недостаточной длины в детстве приводит к деформации стопы. Большинство девочек в возрасте до 10 лет носят плохо подобранную домашнюю обувь. Согласно исследованиям Е. Puszczalowska-Lizis домашняя обувь, которая подходит по размеру, встречается менее, чем у половины девочек, в то время как слишком короткая обувь наличествует у 40% испытуемых. Остальные дети носят слишком длинные туфли. 40-43% девочек носят слишком короткую обувь, в то время как 47-55% носят неоправданно широкую обувь. Подходящий размер домашней обуви по ширине был только у 23% девочек, при этом 22-30% детей пользовались слишком узкой обувью. Домашняя обувь не подходит детским ногам по ширине, несмотря на то, что дети сообщают о благоприятном субъективном восприятии обуви. Расхождение в объективной и субъективной оценке обуви может быть результатом приспособления стопы к неправильно выбранной модели. Порочное положение стопы в обуви изначально не вызывает дискомфорта, однако, со временем влияет на формирование стопы, способствует прогрессированию имеющейся деформации и постепенно приводит к микротравмам стопы. Превышение длины домашней обуви влияет на индекс поперечного свода стопы и угол пятки. Чем больше разница в длине, тем ниже поперечная арка. Если ребенок носит домашнюю обувь, которая превышает длину стопы, изменяется индекс поперечного свода обеих стоп и угол пятки, что больше заметно на левой стороне. Чем больше разница между длиной стопы и длиной обуви, тем ниже поперечный свод. Несоответствие размеров стопы и обуви в большей степени касается девочек, чем мальчиков. Если у ребенка имеется широкий передний отдел стопы, то, чтобы избежать дискомфорта, дети с широкой стопой прибегают к ношению более длинной обуви. При производстве обуви, которая предназначена для использования в помещении, часто не учитываются широтные размеры. У производителей обуви широтные размеры не являются предметом обсуждения, т.к. дизайн обуви часто основан только на длиннотных размерах, в то время, как, в данном случае, проблемы с подбором обуви связаны с шириной. Девочки носят излишне короткую обувь из эстетических соображений, чтобы придать своему образу больше элегантности. Ношение слишком короткой обуви может быть причиной деформации пальцев ног. Развитие вальгусной деформации стоп у школьников связано с использованием обуви, которая не подходит по длине. Klein и др. оценили обоснованность утверждения, о том, что ношение обуви недостаточной длины влияет на состояние пальцев стопы. Из 1579 обследованных только у 24% детей большой палец был в правильном положении, в то время, как у остальных 76% стоп была вальгусная деформация пальца. Авторы отметили значимую связь между неподходящей по длине обувью и углом вальгусной деформации большого пальца. Результаты исследования говорят о том, что чем короче обувь, тем больше вальгусная девиация большого пальца стопы. Риск вальгусной деформации стопы увеличивается до 17% при ношении обуви, которая меньше на 1 размер, увеличивается до 37%, если обувь меньше на 2 размера, и возрастает до 61%, если обувь меньше на 3 размера. Угол деформации большого пальца на плантограмме у 188 школьников был объектом исследования M.L. González-Elena. Было установлено, что вальгусная деформация не зависит от возраста или пола. Обувь оказывается плохо подобранной по длине более, чем у одной трети школьников. Корреляция наблюдается между слишком короткой обувью и увеличением угла 1 пальца у десятилетних мальчиков и у девятилетних девочек. Авторы работы сделали заключение, что неадекватная посадка обуви по длине может быть внешним фактором риска, который предрасполагает к развитию вальгусной деформации стопы у школьников обоих полов. Существует необходимость адаптации обуви к постоянному увеличению длины стопы, которое происходит в период полового созревания, в возрасте начала пубертатного роста, чтобы избежать риска развития деформации пальцев стоп. Исследователи выявили, что, исходя из длиннотных параметров, у 38,5% детей уличная обувь была слишком короткой по длине. В аналогичных исследованиях других авторов сообщалось, что уличная обувь, практически в ¾ случаев, слишком короткая по длине. Эта обувь не дает детским стопам дополнительного пространства для физиологического развития и функционирования стопы. В работе M.L. González-Elena, более, чем в одной трети случаев протестированная уличная обувь была короче, чем необходимо. Внутренняя поверхность ботинок и туфлей плотно прилегает по всей стопе ребенка и подвергает структуры дистального отдела ноги постоянному давлению. При этом нарушений соразмерности стопы и обуви больше у мальчиков, чем у девочек. Согласно данных других исследований, проведенных среди школьников, отмечено, что у девочек в возрасте от 8 до 9 лет обувь подходит по длине хуже, чем у мальчиков. Это говорит о том, что в возрасте от 7 до 11 лет, когда начинается пубертатный рост стопы, необходим адекватный подбор обуви по длине. Угол большого пальца у детей связан с тем, какую обувь носит ребенок. Наблюдается корреляция между слишком короткой обувью и увеличением угла деформации большого пальца у мальчиков в возрасте 10 лет и у девочек в возрасте 9 лет. Дети, которые пользуются слишком короткой и тесной обувью, имеют более выраженную деформацию большого пальца. Самое высокое значение угла большого пальца зафиксировано у лиц, носящих короткую обувь. Подбор обуви по длине хуже осуществляется у мальчиков. У девочек, по сравнению с мальчиками, больше деформация 1 плюснефалангового сустава. Наблюдается корреляция между большим углом 1 плюснефалангового сустава и плохо сидящей обувью у школьников обоих полов в возрасте начала пубертатного роста. У девочек, в среднем, более выражена деформация большого пальца, чем у мальчиков. У детей старшего возраста более выражен угол искривления пальца, чем у детей младшего возраста. В других исследованиях относительный риск бокового отклонения при ношении обуви недостаточной длины значительно выше у мальчиков, чем у девочек. Исследование, проведенное на выборке из 100 польских девочек в возрасте 9 лет, показало, что от 35% до 40% школьников носят слишком короткую обувь (Puszczalowska-Lizis E.). Среднее значение угла пальца, зарегистрированное у девятилетних девочек, составляет 5,57 ± 4,09°, что близко к показателю, в других выборках 5,93 ± 2,78°. Деформация может быть обусловлена модной остроносой уличной обувью, также, как и наследственностью, вальгусной установкой стопы, изменением положения костей плюсны в горизонтальной плоскости. Авторы не обнаружили различий в подборе обуви по длине при разной формуле пальцев, что имеет значение для риска развития деформации стопы. В исследовании контрольной группы пожилых женщин с вальгусной деформацией пальцев наблюдается высокая распространенность квадратной формы пальцев. Обнаружена взаимосвязь между наличием вальгусной деформации стопы и ее распространенностью у женщин с египетской стопой, квадратной формой пальцев, которые носят узкую обувь, стягивающую передний отдел стопы. Это говорит о том, что обувь способна избирательно действовать на стопы с разным строением. Узкая обувь может усугублять деформацию стоп у пожилых женщин. У девочек подростков в возрасте от 12 до 18 лет с высокой частотой египетской стопы, отмечено доминирование вальгусной деформации. В выборке E. Puszczalowska-Lizis не было различий ни в распространенности какого-либо из морфологических типов стопы, ни в гендерном отношении. У мальчиков в возрасте 10 лет и девочек в возрасте 9 лет существует корреляция между неадекватной обувью и большим углом 1 пальца. Увеличение угла с возрастом наблюдается у обоих полов, особенно у девочек в возрастной группе от 11 до 14 лет. На увеличение угла пальца может влиять увеличение длины и ширины стопы у обоих полов, которое совпадает с пиком продольного роста стопы, перед тем, как начнется рывок увеличения длины всего тела. Исследования подчеркивают необходимость обеспечения тщательного подбора обуви по длине для школьников обоих полов, особенно в возрасте от 6 до 13 лет, чтобы периодически менять обувь.

 

Рис. 3. ЗD сканнер в компании Персей для оценки анатомии и функции стопы

Выводы

Существует необходимость мониторинга за состоянием стоп школьников для профилактики вальгусной деформации большого пальца. Риск увеличения угла 1 пальца у детей школьного возраста связан с ношением обуви недостаточной длины. Почти 40% обследованных детей носят короткую домашнюю обувь, что говорит об общей актуальности этой проблемы для здоровья. Исследования свидетельствуют о необходимости воспитания детей и, прежде всего, осведомленности их родителей о правилах подбора обуви, а также о необходимости постоянного слежения за состоянием ног, чтобы заменить обувь в случае появления деформации стопы. Изучение вопроса показывает, что производители обуви не принимают во внимание антропометрические различия, связанные с формулой пальцев. Современные конструкции обуви не исходят из целостной трехмерной формы стопы и в своих изделиях не воспроизводят все варианты строения переднего отдела стопы. Большинство производителей обуви не изменяют форму обувного носка, чтобы сделать его удобным для ног с различной формулой пальцев. При проектировании эргономичной обуви для школьников следует учитывать, как разную формулу пальцев, так и положение переднего отдела стопы, который может быть приведенным либо отведенным. При производстве домашней обуви следует учитывать ширину стопы.

 

ЛИТЕРАТУРА

Buldt AK , Menz HB. Incorrectly fitted footwear, foot pain and foot disorders: a systematic search and narrative review of the literature.J Foot Ankle Res . 2018 Jul 28;11:43.

González-Elena ML, Castro-Méndez A, Coheña-Jiménez M, Córdoba-Fernández A. Relationship of the Use of Short Footwear with the Development of Hallux Valgus in a Sample of Andalusian Schoolchildren. Int J Environ Res Public Health. 2021 Nov; 18(21): 11244.

Puszczalowska-Lizis E, Zarzyczna P, Mikulakova W, MigalaM, Jandzis S. Influence of footwear fitting on feet morphology in 9 year old girls. BMC Pediatr . 2020 Jul 20;20(1):349.

 

Мицкевич В.А., врач ортопед-травматолог, докт. мед. наук

 

 

Купить в 1 клик

Обратите внимание!

Цветовое решение каждой модели уникально. Указывайте, пожалуйста, в комментариях к заказу пол ребенка и желаемый цвет обуви. После отправки заказа с Вами свяжется оператор для уточнения наличия и характеристик товара и предложит имеющиеся цвета для выбранной вами модели. При необходимости на ваш электронный адрес могут быть высланы фото моделей, имеющихся в наличии в цвете.

Нажимая на "ОТПРАВИТЬ" выражаю свое согласие на обработку персональных данных

Запись на протезирование
Время консультации (желаемое)
Нажимая на кнопку "ОТПРАВИТЬ", выражаю свое согласие на обработку персональных данных